xs
sm
md
lg

Антон Квитчастый

Soul Health Expert

Гипнотическая регрессия в прошлые жизни

past_life1
Есть ли жизнь после смерти? Существует ли что-то перед жизнью? Где мы были до нашего рождения и куда попадаем после смерти? Может ли гипноз дать ответы на эти вопросы? Возможно ли использовать регрессию в прошлые жизни для получения психотерапевтического эффекта? Об этом и не только читайте в данной статье.

Прошлые жизни: миф или реальность?

Мир полнится идеями, подчас здравыми, подчас бредовыми. Плодотворные мысли могут обрастать домыслами и искажаться в пересказах, теряя свою ценность, а самые невообразимые и паранойяльные байки могут хранить в себе зерно правды. Так что же представляет собой столь популярный сегодня для обсуждения феномен прошлых жизней? Для того чтобы разобраться в этом, необходимо, прежде всего, обратиться к фактам.

Факт №1. Начиная с допотопных времён и вплоть до сегодняшнего дня многие люди на планете верили и верят в возможность реинкарнации, к таковым, например, относятся аборигены Индии, Африки, Австралии и Америки. Опираясь на свои религиозные и мировоззренческие позиции, люди, исповедующие индуизм и суфизм, не только допускают возможность переселения душ, но и считают это непреложным законом мироустройства (Bowman C., 1997).

Факт №2. К настоящему моменту в мире накоплено множество свидетельств людей, которые утверждают, что в силу разных обстоятельств им удалось вспомнить, кем они были в прошлой жизни, а иногда даже в нескольких своих прошлых жизнях. Кроме того, очень часто дети в возрасте от 2-х до 5-ти лет, заявляют своим родителям, что были раньше другими людьми, жили в другой семье, имели другую маму, другого папу, других братьев и сестёр, друзей, возлюбленных, супругов, детей, внуков, и т.п. Иногда в своих рассказах они описывают эпизод своей смерти, рассказывают увлекательную историю своей прошлой жизни, в которой они могли встречаться со своими родственниками и друзьями, но в иных воплощениях, и состоять при этом с ними в иных, не обязательно родственных, отношениях. При этом пол, раса, страна проживания их прошлого воплощения могут совершенно отличаться от текущего. В большинстве случаев после достижения ребёнком восьмилетнего возраста подобные «воспоминания» исчезают (Stevenson I., 1987; Bowman C., 1997).

Факт №3. Большинство людей вне зависимости от своего возраста, войдя в глубокое состояние гипнотического транса, способны увидеть, как они полагают, что с ними происходило до момента их собственного рождения. Чаще всего люди рассказывают о себе, как о человеке, жившем когда-то. Если попросить индивида заглянуть в прошлое ещё дальше, в тот момент, когда ещё не появился на свет тот человек, от лица которого он говорит, то на смену ему может прийти «воспоминание о другой его прошлой жизни» и т.д. вплоть до нескольких воплощений (Stevenson I., 1974; Wmbach H., 1979; Woolger R., 1988).

Факт №4. Существует множество документированных случаев, когда дети в возрасте двух-трех лет рассказывали, что их «настоящие родители» живут в другом месте – обычно, это город или деревня, где им никогда не доводилось бывать ранее. После того, как такого ребёнка привозили в названное им место, он легко ориентировался там, самостоятельно находил дорогу к своему «бывшему дому». Оказавшись в нём, легко узнавал своих «прошлых» родных и друзей, безошибочно рассказывал о том, как располагались вещи в их доме, до того, как «он умер», о деталях самой смерти и о какой-нибудь личной информации, даже о тех фактах, которые не выносились его «бывшими домочадцами» за пределы семейного круга (Stevenson I., 1987).

Факт №5. В парапсихологии существует термин «ксеноглоссия», который используется для описания таких случаев, когда человек обретает способность разговаривать на языке, который является для него иностранным и который он в добавок прежде никогда не изучал, и даже не слышал. Подобные феномены возникали неоднократно в тех случаях, когда человек находился во сне или в изменённом состоянии сознания (Samarin, W. J., 1976; Stevenson I., 1984; Thomason, S.G., 1984; Head J., Cranston S., 1994). Однако, зафиксированных случаев ксеноглоссии пока очень мало, и большинство из них нельзя верифицировать, поэтому существование данного феномена в настоящий момент не признаётся научным сообществом.

Является ли совокупность вышеприведённых фактов или хотя бы какие-то из них, взятые по отдельности, достаточным доказательством существования такого феномена как реинкарнация? Безусловно, нет. Любое знание должно быть проверяемо и доказуемо не только в каких-то отдельных случаях, а на примере репрезентативной выборки. Грубо говоря, то, что какой-то мальчик в возрасте 3-х лет, утверждает, что он был в прошлой жизни членом совсем другой, незнакомой его нынешним родителям семьи, то, что он может рассказать про какие-то секреты, известные только его «прежним» родственникам, назвать каждого из них по имени (хотя никогда не видел их и не бывал в их доме), не является достаточным доказательством того, что это ничто иное, как воспоминание о прошлой жизни. А где гарантия того, что эта информация не была получена им каким-то иным путём? А почему все или хотя бы большинство его ровесников не «вспоминают» свои прошлые жизни? А, может быть, некоторые люди просто принимают желаемое за действительное? Слишком много, неясного и практически непроверяемого.

Даже известный исследователь данной проблемы профессор университета Виржинии, психиатр, Ян Стивенсон, который совместно со своими коллегами собрал свыше двух с половиной тысяч случаев «воспоминаний людей о прошлых жизнях», говорит о том, что имеет данные, свидетельствующие в пользу возможности существования феномена реинкарнации, а не стопроцентные доказательства данного явления (Stevenson I., 1974). Поэтому говорить о прошлых жизнях как об объективной данности, как это делают многие авторы различного рода эзотерической литературы, пока безосновательно и преждевременно.

Однако и игнорировать вышеизложенные факты было бы неправильно. Им надо дать какое-то объяснение. Причём я сейчас имею в виду не только научное сообщество, а каждого, конкретного индивида, который сталкивается с подобного рода метаморфозами. Мы так устроены, что практически не можем воспринимать что-то абсолютно безоценочно, не сопоставляя пережитое в данный момент времени со всем своим прошлым опытом и не делая попыток встроить новую информацию в свою, сложившуюся за годы жизни картину мира. Нам мало просто воспринимать что-то, нам нужно это объяснить, и самому себе в первую очередь.

Как появляются люди на свет, нам известно, как уходят – тоже. А вот соображения относительно того, что случается (случается ли?) до этого и после, зависят от рамок нашего мировоззрения и существующих у нас шаблонов мышления. Так, мозг человека, представления которого о мироустройстве, допускают вероятность реинкарнации, после сеанса регрессивного гипноза даёт полученному опыту удобоваримое для данного индивида объяснение — «я увидел себя в прошлой жизни». Человек, чьи религиозные или атеистические убеждения не допускают возможности перерождения душ, после проведения сеанса регрессивного гипноза либо полностью отрицает новый опыт, чтобы сохранить свою позицию неизменной, либо оказывается перед необходимостью поменять что-то в своих представлениях об устройстве мира, либо ищет объяснения, которые будут укладываться в рамки этих представлений.

past_life2

Но не только наше сознание имеет определённые ограничения, они также имеются и у наших органов чувств. Например, ухо человека не способно различать звуковые волны, частота которых превышает 20000 герц, и такие волны называют ультразвуком. Однако мы знаем, что в природе существуют животные, способные использовать ультразвуковые волны для обнаружения препятствий, ориентировки в пространстве и общения, например, киты и летучие мыши. И наша убеждённость в том, что это именно ультразвук позволяет им ориентироваться в пространстве, а не что-либо ещё, опирается на эмпирические данные, которые можно получить с помощью специального оборудования. Но ведь у человека не всегда было такое оборудование. Прежде он мог лишь строить догадки относительно того, как летучая мышь, умудряется летать в пещере, куда не проникает солнечный свет, и не врезаться в её стенки. Эти догадки могли быть очень близки к истине, или достаточно далеки от неё, но утверждать однозначно, что именно способность к эхолокации позволяет этим животным ориентироваться в пространстве без освещения, человек смог только после того, как изобрёл прибор для регистрации ультразвуковых волн.

Теперь проведём параллель с феноменом «прошлых жизней». На сегодняшний день у человека есть лишь догадки, которые определённым образом соотносятся с истиной, но не отражают её в полной мере. Мир гораздо богаче и сложнее, чем современные научные, и уж тем более бытовые, представления о нём. Однако пока ещё не изобретено соответствующего инструмента для получения репрезентативных эмпирических данных, говорящих в пользу того, что реинкарнация возможна, которые, кстати, прежде чем заявлять подобное, ещё должны быть определённым образом систематизированы, проанализированы и проверены на надёжность.

Вопрос в том, возможен ли такой инструмент в принципе? Если предположить, что такое устройство будет когда-нибудь изобретено, то человечество ещё разберётся с загадкой прошлых жизней. Если же нет – то этот феномен скорее будет относиться к вопросам веры, нежели знания, как это и происходит в настоящее время. Так, люди могут верить или не верить в Бога, но доказать его существование или доказать то, что его нет, не в состоянии, по крайней мере пока. Однако представления о создателе у всех разное: для одних — это старец на небесах, для других – сгусток энергии, для третьих – что-то ещё. С прошлыми жизнями дело пока обстоит примерно так же.

В наше время многие люди верят в то, что некто вдохнул в нас искру жизни, но не могут принять на веру канонические представления о том, как это случилось. И это не удивительно, ведь «старец в белом одеянии» – лишь образ, родившийся в сознании людей, живших в определённое время. Бог создал человека, а он себе – образ Бога, который как-то соотносится с истинным положением дел. Я думаю, что «прошлые жизни» – тоже не что иное, как представление людей о некотором феномене, и это представление как-то соотносится с истинным положением дел, совмещая в себе зерно правды вместе с домыслами.

Другими словами, если реинкарнация и возможна, то наши нынешние представления о её сущности отличаются от того, чем она является на самом деле. То, что люди называют прошлыми жизнями, не есть прошлые жизни в том смысле, который мы придаём этим словам.

Хотя бы в силу того, что человек, по крайней мере, на данном этапе своего развития, не может видеть вещи в точности такими, какие они есть на самом деле. Как я уже писал ранее, мы ограничены теми ментальными конструктами, которыми способны оперировать для построения своей картины мира и встраивания в неё всех доступных нам для восприятия проявлений окружающей нас реальности.

В силу вышесказанного, мои личные представления об этом пока загадочном феномене носят лишь характер предположения, не имеющего в настоящее время эмпирических данных, для подтверждения или опровержения. На мой взгляд, возможно существование некой (в текущий момент крайне мало изученной) психической связи индивида, живущего ныне, с другим индивидом или даже индивидами, жившими прежде. Характер этой связи, причины её возникновения и механизмы функционирования науке доселе неизвестны, однако с её проявлениями люди часто сталкиваются (ментальные образы, возникающие в ходе сеанса регрессивного гипноза, детские «воспоминания о прошлых воплощениях», ксеноглоссия и т.п.), называя их информацией из прошлой жизни. Хочу отметить, что никоим образом не навязываю читателю своё видение, а лишь предлагаю его для обсуждения, которое теперь хотел бы сосредоточить на перспективах исследования данного феномена и использования уже имеющихся о нём знаний в психотерапевтических целях.

Возможности реинкарнационной психотерапии

Несмотря на то, что в наши дни сама идея переселения душ у большинства представителей научного сообщества вызывает скепсис и иронию, это не мешает многим серьёзным психологам и психиатрам с мировой известностью работать в русле так называемой реинкарнационной психотерапии (Stevenson I., 1974; Wmbach H., 1979; Woolger R., 1988, Bowman C., 1997). Это особое направление психологической помощи, предполагающее использование воспоминаний из прошлых жизней в терапевтических целях. Существуют даже международные ассоциации специалистов, работающих в данном ключе (Association of Psychology Reincarnation Therapy, Past Life Regression Academy и т.п.).

Общая линия рассуждения психотерапевтов, применяющих в своей работе регрессионный гипноз в прошлые жизни, в общих чертах заключается в следующем. Мы рождаемся на свет не просто так: в каждом «воплощении» перед человеком стоят свои задачи, которые он должен решить в рамках текущей жизни, однако не у всех и не всегда это выходит. Если жизнь индивида обрывается, а стоящие перед ним задачи он выполнить не успевает, они по законам кармы переходят в его последующее воплощение в довесок к новым задачам, с которыми нужно справиться уже в рамках новой жизни. Другими словами, каждая последующая жизнь это возможность приобретения нового опыта, а также шанс завершить те дела, которые не были окончены в прошлых воплощениях. Следуя данной логике, в текущей жизни мы можем найти конструктивное решение того психологического конфликта, который возник ещё в прошлом воплощении. И пока данная проблема не решится, она будет доставлять нам всяческие неудобства не только на протяжении этой жизни, но и всех последующих, пока мы не справимся с ней.

Реинкарнационная психотерапия, как показывает опыт специалистов в данной области, позволяет обнаружить такие вот нерешённые вопросы и конструктивно справиться с ними. Образы прошлых жизней, пришедшее к человеку в момент его пребывания в гипнотическом трансе, могут быть проинтерпретированы так, чтобы помочь ему понять причины трудностей, с которыми он сталкивается в своей текущей жизни. Кроме того, подобные «воспоминания» открывают для него возможность как бы прожить заново значимые моменты из прошлой жизни и испытать катарсис, в результате которого происходит избавление от негативного шлейфа тех психотравм прошлого, который мог тянуться через множество лет и различных воплощений вплоть до текущего. Наконец, благодаря гипнотической регрессии в прошлую жизнь человек может получить импульс к развитию некоторых заложенных в нём способностей, о наличии которых он мог и не подозревать до этого сеанса, другими словами как бы «вспомнить то, что уже знал и умел в своих прошлых воплощениях.

Доктор Файор в своих работах утверждает, что не только психологические проблемы, но и даже некоторые физические недомогания (например, головные боли, расстройства желудка, боли в шее и в позвоночнике) могут иметь первопричины, связанные с насильственной смертью, в результате которой была прервана прошлая жизнь. Более того, по мысли исследователя, негативные чувства, которые не имели выхода в прошлой жизни, с высокой долей вероятности проявляются в виде различного рода недугов в последующих воплощениях. Однако после проведения сеансов регрессионного гипноза, негативная симптоматика уменьшается, а в некоторых случаях и вовсе сходит на «нет». Таким образом, для многих людей, воспоминания о прошлых жизнях, даже о тех из них, что были прерваны насильственно, помогают избавиться им от груза прошлого и изменить ход своей текущей жизни (Fiore E., 1978).

Опыт другого специалиста, доктора философии Роджера Вулгера, говорит о том, что с помощью гипнотической регрессии в прошлые жизни терапевтического эффекта можно добиться даже в тех случаях, когда человек скептически воспринимает идею реинкарнации или отвергает её вовсе. По его мнению, гораздо важнее не то, происходило ли на самом деле то, что человек увидел во время сеанса, и даже не его отношение к увиденному, а психологическая правда тех образов, которые к нему пришли (Woolger R., 1988).

Объясняется это тем, что в ходе сеансов гипноза подсознание человека открывает для него именно тот пласт «воспоминаний», которые ему необходимо актуализировать в данный момент. И даже если эти «воспоминания» эмоционально тяжёлые, они не травмируют психику, а, напротив, дают некое объяснение происходящему в текущей жизни и мощный ресурс для движения в сторону конструктивных изменений. Таким образом, применение реинкарнационной психотерапии не несёт никаких рисков для психического здоровья и может быть весьма эффективным в тех случаях, когда более традиционные методы оказания психологической помощи не приводят к желаемому результату.

past_life3

Заключение

Как я уже писал ранее, феномен, о котором шла речь в настоящей статье, пока крайне мало изучен. В текущее время у психологов гораздо больше вопросов, чем ответов. Можно ли доверять подобным «воспоминаниям» о прошлых жизнях? Всем ли людям доступна связь с этими «воспоминаниями»? Можно ли каким-то образом извлечь полезный опыт из данных воспоминаний и развить так свои способности в «текущем воплощении»? И так далее… Подобные вопросы весьма интересны и по-своему притягательны, однако на них вряд ли можно дать аргументированные ответы. Действительно ли мы живём или нам только всё это снится? По вере да воздастся 😉

Литература

1) Bowman C., Children’s Past Lives. New York: Bantam Books, 1997.

2) Fiore E., You Have Been Here Befor (New Yourk: Brillantine Books, 1978).

3) Head J., Cranston S., Reincarnation: The Phoenix Fire Mystery (Pasadena, С A: Theasophical University Press, 1994), pp. 401-2.

4) Samarin W. J., Review of Ian Stevenson Xenoglossy: A Review and Report of a Case. Language 52.1.270-274. (1976).

5) Stevenson I., 1984. Unlearned language: New studies in xenoglossy. Charlottesville: University Press of Virginia.

6) Stevenson I., Children Who Remeber Previous Lives (Charlottesville: University Press of Virginia, 1987).

7) Stevenson I., Twenty Cases Suggestive of Reincarnation (Charlottesville: University Press of Virginia, 1974).

8) Thomason, S. G. 1984. Do you remember your previous life’s language in your current incarnation? American Speech 59:340-50.

9) Winafred B. L., Regression Therapy. A Handbook for Professionals, vol. 2 (Crest Park, CA: Deep Forest Press, 1993), p. 431.

10) Wmbach H., Reliving Past Lives: The Evidence Under Hypnosis (New Yourk: Bantam Books, 1979).

11) Woolger R., Other Lives, Other Selves (New Yourk: Bantam Books, 1988).

В качестве иллюстраций взяты фотографии Станислава Миронова (stanislavmironov.com)